Ключевые компетенции коуча ICF

Данные одиннадцать ключевых компетенций коуча были разработаны для того, чтобы способствовать лучшему пониманию навыков и подходов в современном коучинге, как он определяется Международной Федерацией Коучинга (ICF). Они также представляют собой основу для сравнения уровня соответствия той программы обучения коучинг, которую вы проходили, и ожидаемым уровнем специализированного обучения коучингу

И, наконец, эти одиннадцать ключевых компетенций были разработаны как основа проведения экзаменов в процессе cертификации коучей.

Ключевые компетенции были сгруппированы в четыре блока по принципу схожести подхода к каждой компетенции в блоке. Каждая из компетенций в равной степени важна, поэтому группировка и порядок следования компетенций в тексте не имеет принципиального значения. Все эти компетенции являются ключевыми и обязательно должны проявляться в работе любого компетентного коуча.

Для тех, кто любит воспринимать информацию в формате аудио и видео, мы записали цикл вебинаров, посвященных каждому из блоков компетенций коуча ICF.

A. СОЗДАНИЕ ФУНДАМЕНТА

1. Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам
2. Заключение коучингового соглашения

B. СОВМЕСТНОЕ СОЗДАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

3. Установление доверительных отношений с клиентом
4. Коучинговое присутствие

C. ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

5. Активное слушание
6. Постановка «сильных» вопросов
7. Прямое общение

D. ФАСИЛИТАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

8. Стимулирование осознания
9. Проектирование действий
10. Планирование и постановка целей
11. Управление прогрессом и ответственностью

ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ ДЛЯ КАЖДОГО ТИПА СЕРТИФИКЦИИ

Настоящий мастер коучинга способен творчески подходить к поставленной задаче в соответствии с потребностями каждого клиента, интуитивно улавливает момент и способен создать оригинальное решение. Но реальный мастер коучинга не ощущает в себе подобных свойств. Возможно, она или он достаточно скромны или знают ещё недостаточно, чтобы сделаться проводником чудесных даров при обмене между клиентом и коучем.

Питер Шабо, МCC

АССОЦИИРОВАННЫЙ СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ КОУЧ — ASSOCIATE CERTIFIED COACH (ACC) — демонстрирует начальный уровень знаний и навыков, применяет их при коучинге, а также понимает, чем отличается применение данных навыков при коучинге и в других профессиях.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ КОУЧ — PROFESSIONAL CERTIFIED COACH (PCC) — демонстрирует устойчивое владение навыками коучинга, но в некоторой степени ещё зависит от преподанных в курсе обучения методик и пока учится устанавливать полностью партнёрские отношения с клиентом, фокусировать все освоенные методики в интересах клиента. PCC также показывает устойчивое понимание специфики коучинга в отличие от прочих профессий, применяя полученные навыки.

МАСТЕР СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ КОУЧ — MASTER CERTIFIED COACH (MCC) — демонстрирует свободное владение навыками коучинга, позволяющее установить плодотворные партнёрские отношения с клиентом, помогая ему всесторонне изучить свои возможности и овладеть ими. MCC также показывает устойчивое понимание специфики коучинга в отличие от прочих профессий, применяя полученные навыки.

СУТЬ ОТЛИЧИЙ:

ACC демонстрирует основные компетенции некоторую часть времени,

PCC демонстрирует основные компетенции большую часть времени,

MCC легко владеет полученными компетенциями почти постоянно.

Компетенция № 1

Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам – Понимание этических норм и стандартов коучинга, а также способность адекватно применять их во всех ситуациях, возникающих при коучинге клиента.

  1. Понимает и следует в своём поведении Нормам Поведения Международной Федерации Коучинга. (см. cписок, часть III Этического Кодекса ICF);
  2. Понимает и неукоснительно соблюдает Этические Нормы Международной Федерации Коучинга. (см. список);
  3. Ясно различает коучинг, консультирование, психотерапию и иные методы профессиональной помощи клиентам;
  4. При необходимости, рекомендует обратиться к соответствующему специалисту, умеет определить, когда это необходимо и каковы имеющиеся ресурсы.

Компетенция № 2

Заключение Коучингового Соглашения – Способность понять, что требуется при каждом конкретном взаимодействии с клиентом во время коучинга, и установить соглашение с возможным и новым клиентом о процессе проведения коучинга и ваших взаимоотношениях.

  1. Понимает и эффективно обсуждает с клиентом правила и конкретные параметры взаимоотношений в коучинге (например, логистику, оплату занятий, расписание, подключение третьих лиц, если это целесообразно и приемлемо);
  2. Достигает соглашения о том, что приемлемо в этих отношениях, а что нет, что предлагается, а что не предлагается, о зонах ответственности коуча и клиента;
  3. Определяет, есть ли соответствие между его/её методами коучинга и потребностями возможного клиента, которое обеспечит эффективность коучинга.

Компетенция № 3

Установление доверительных отношений с клиентом – Умение создать обстановку безопасности и поддержки, обеспечивающую постоянное взаимное уважение и доверие

  1. Выказывает истинную заботу о благополучии и будущем клиента;
  2. Постоянно демонстрирует свою собственную целостность, честность и искренность;
  3. Заключает ясные соглашения и выполняет обещания;
  4. Демонстрирует уважение к восприятию клиента, его стилю обучения и к личности клиента;
  5. Обеспечивает постоянную поддержку и поддерживает новые модели поведения и действия, включая те из них, что касаются принятия риска и боязни неудачи;
  6. Спрашивает разрешения клиента на проведение коучинга в новых, ещё непривычных «чувствительных» для клиента областях.

Компетенция № 4

Коучинговое Присутствие — Способность быть полностью осознанным и создавать непринужденные отношения с клиентом, демонстрируя открытую, гибкую и уверенную манеру поведения.

  1. Осознанно взаимодействует и остаётся гибким в процессе коучинга, «танцуя» в текущем моменте;
  2. Находится в контакте с собственной интуицией и доверяет внутреннему знанию другого — «слушает внутренний голос»;
  3. Открыт к неведению и принимает риски;
  4. Видит много способов работы с клиентом и в каждый момент выбирает наиболее эффективный;
  5. Эффективно использует юмор, создавая ощущение лёгкости и энергии;
  6. Уверенно меняет перспективы и экспериментирует с новыми возможностями в собственных действиях;
  7. Демонстрирует уверенность в работе с сильными эмоциями, способен управлять собой, не позволяя эмоциям клиента доминировать и запутывать себя.

Компетенция № 5

Активное слушание — Умение полностью сконцентрироваться на том, что говорит и о чём умалчивает клиент, понять смысл сказанного в контексте желаний клиента и поддержать процесс высказывания клиентом своих чувств и мыслей.

  1. Концентрирует внимание на клиенте и его планах, а не на своих планах, составленных для клиента;
  2. Слышит, что заботит клиента и вызывает у него сомнения, каковы его цели, ценности и убеждения о том, что возможно, а что нет;
  3. Проводит различие между словами, интонацией и языком тела;
  4. Обобщает, перефразирует, повторяет и отзеркаливает сказанное клиентом, чтобы убедиться в чёткости и правильности понимания;
  5. Поддерживает и вдохновляет, принимает, изучает и способствует усилению выражения клиентом его чувств, восприятия, озабоченности, убеждений, предположений и т.д.;
  6. Интегрирует и строит процесс, исходя из идей и предложений клиента;
  7. Резюмирует или понимает суть того, что говорит клиент, и помогает ему достичь своей цели, а не увлекаться длинными описаниями;
  8. Позволяет клиенту «выпустить пар» или «разъяснить» ситуацию, не вынося суждений, не принимая какую-либо сторону, чтобы перейти к следующим шагам.

Компетенция № 6

Постановка «сильных» вопросов — Способность задавать такие вопросы, которые раскрывают информацию, необходимую для получения клиентом максимальной пользы от взаимодействия с коучем, и способствуют коучинговым отношениям.

  1. Задаёт вопросы, отражающие активное слушание и понимание взгляда клиента;
  2. Задаёт вопросы, провоцирующие совершение открытий, озарение, пробуждающие целеустремлённость и активность (например, такие, которые бросают вызов предположениям клиента);
  3. Задаёт открытые вопросы, порождающие большую ясность, новые возможности или знания;
  4. Задаёт вопросы, продвигающие клиента по направлению к желаемому, а не требующие от клиента находить доказательства или оглядываться назад.

Компетенция № 7

Прямое общение — Способность эффективно общаться на протяжении сессий коучинга и пользоваться тем языком, который производит наибольшее позитивное воздействие на клиента.

  1. Делясь чем-либо и давая обратную связь, изъясняется ясно, чётко и прямо;
  2. Четко формулирует и переформулирует, проводит рефрейминг, чтобы помочь клиенту понять, разобраться в том, чего он хочет, или в том, в чем он не уверен, взглянув с иной перспективы;
  3. Ясно излагает цели коучинга, программу сессии, цель использования техник, методов или упражнений;
  4. Использует подходящий и уважительный по отношению к клиенту язык (например, избегает в языке дискриминации по полу, расе, не использует специфических технических терминов, жаргонизмов);
  5. Пользуется метафорами и аналогиями, чтобы помочь проиллюстрировать важную мысль или создать словесную картину.

Компетенция № 8

Стимулирование Осознания — Способность интегрировать и точно оценивать многочисленные источники информации, и интерпретировать её таким образом, чтобы помочь клиенту осознать происходящее и тем самым достичь оговоренных результатов.

  1. Рассматривая и оценивая вопросы и дела клиента, выходит за рамки сказанного, не позволяет себе «попасться на крючок» описания, данного клиентом;
  2. Расспрашивает с целью добиться более глубокого понимания, осознания и ясности;
  3. Определяет и раскрывает для клиента его/ ее лежащие в основе темы и заботы, типичные и постоянные способы восприятия себя самого и окружающего мира, различия между фактами и их интерпретацией, несоответствие между мыслями, чувствами и действиями;
  4. Помогает клиентам открывать новые для себя мысли, убеждения, ощущения, эмоции, настроения и т.д., усиливающие их способность предпринимать активные действия и достигать того, что для них важно;
  5. Раскрывает перед клиентами более широкие перспективы и вдохновляет их на смену точки зрения и нахождение новых возможностей для действий;
  6. Помогает клиентам увидеть разные, взаимосвязанные факторы, влияющие на них и на их поведение (например, мысли, эмоции, тело, фон, окружение);
  7. Делится инсайтами с клиентами так, чтобы они были полезны и имели смысл для клиента;
  8. Определяет наиболее сильные стороны и основные области обучения и роста, а также то, на что наиболее важно обратить внимание во время коучинга;
  9. Просит клиента проводить различие между заурядными и значимыми вопросами, ситуативным и повторяющимся поведением, когда обнаруживает несоответствие между декларируемым и действиями.

Компетенция № 9

Проектирование действий — Умение создать совместно с клиентом возможности для непрерывного обучения во время коучинга и в жизни / на работе, и для того, чтобы предпринимать новые действия, которые наиболее эффективно приведут к оговоренным результатам коучинга.

  1. Организует мозговые штурмы и помогает клиенту определить те действия, которые позволят ему продемонстрировать, отработать и углубить новые знания;
  2. Помогает клиенту сконцентрироваться и систематически изучать наиболее существенные для достижения оговоренных целей коучинга конкретные проблемы и возможности;
  3. Вовлекает клиента в исследование альтернативных идей и решений, оценку вариантов и принятие соответствующих решений;
  4. Поддерживает активные эксперименты и самопознание, где клиент сразу же пробует то, что было предметом обсуждения и изучения во время сессии, в своей работе и жизни;
  5. Отмечает успехи и способности клиента, способствуя их дальнейшему росту;
  6. Бросает вызов предположениям и точкам зрения клиента, провоцируя появление новых идей и находя новые возможности для действий;
  7. Поддерживает или выдвигает точки зрения, соответствующие целям клиента, и, не симпатизируя ни одной из них, убеждает клиента рассмотреть их;
  8. Помогает клиенту «Сделать Это Прямо Сейчас», во время сессии коучинга, обеспечивая немедленную поддержку;
  9. Поддерживает рабочее напряжение, «растяжку», поощряет постановку сложных задач, но вместе с тем поддерживает комфортный темп обучения.

Компетенция № 10

Планирование и постановка целей — Умение разработать эффективный план коучинга с клиентом и соблюдать его.

  1. Обобщает собранную информацию и определяет с клиентом план коучинга и цели развития, затрагивающие проблемы и главные области, требующие изучения и развития;
  2. Формирует план, предполагающий получение достижимых, измеримых, конкретных результатов и содержит сроки достижения;
  3. Вносит в план изменения, если это требуется в процесса коучинга и при изменении ситуации;
  4. Помогает клиенту отыскать и получить доступ к другим ресурсам в целях обучения (например, к книгам, к другим специалистам);
  5. Определяет и отмечает первые значимые для клиента успехи.

Компетенция № 11

Управление прогрессом и ответственностью -Умение удерживать внимание на том, что важно клиенту, и оставлять ответственность клиенту совершать действия.

  1. Чётко запрашивает от клиента действия, которые продвинут его вперёд к его поставленным целям;
  2. Отслеживает происходящее, спрашивая у клиента о тех действиях, за которые клиент взял на себя обязательство на предыдущих сессиях;
  3. Узнает, что клиенту удалось сделать, что не удалось, чему он научился, что осознал со времени проведения предыдущей сессии или сессий;
  4. Эффективно подготавливает, организует и просматривает совместно с клиентом информацию, полученную в ходе сессий;
  5. Не даёт клиенту сбиться с пути между сессиями, концентрируя внимание на плане и намеченных результатах коучинга, оговоренном плане действий и темах для следующей сессии (сессий),
  6. Фокусируется на плане коучинга, но остаётся открытым для корректировки поведения и действий на основании самого процесса коучинга и изменений направления в ходе сессий,
  7. Способен переключаться между масштабной картиной того, к чему движется клиент, созданием контекста обсуждаемой темы и тем, куда клиент хочет попасть;
  8. Активизирует самодисциплину клиента и заставляет клиента отвечать за то, что, по его словам, он собирается предпринять, за результаты запланированных действий и конкретный план с определенным временным форматом;
  9. Развивает способность клиента принимать решения, работать с ключевыми вопросами и развиваться (получать обратную связь, устанавливать приоритеты и темп обучения, рефлексировать и учиться на опыте);
  10. Позитивно бросает клиенту вызов, обращая внимание на факт, когда тот не предпринял оговоренных действий.