Компетенции коуча АРК

1. Заключение соглашения о коучинге

Профессиональный коуч выстраивает отношения с клиентом (человеком либо организацией) на основе прозрачной и понятной всем сторонам договорённости, включающей, как минимум:
— границы услуги коучинга (обсуждаемые области, вопросы, выходящие за границы коучингового обсуждения, и др.)
— положения о конфиденциальности,
— цели коучинга,
— обязанности и ответственность сторон в процессе коучинга,
— условия и сроки оказания услуг,
— условия продления и досрочного завершения программы коучинга.

2. Проведение коучинговых сессий

Профессиональный коуч проводит коучинговые сессии в соответствии с этическим нормами и профессиональными стандартами, что включает:

2.1. Установление и развитие доверительных отношений с клиентом коучинга:

– коуч относится к клиенту коучинга как к здоровому, взрослому, дееспособному и ответственному человеку,
– выстраивает и развивает с клиентом коучинга субъект-субъектные отношения,
– создаёт обстановку взаимного уважения, безопасности и поддержки,
– с уважением относится к личности клиента коучинга, его восприятию и стилю обучения, распознает, уточняет и соблюдает границы личного пространства клиента,
– определяет, есть ли соответствие между своими подходами и методами коучинга и потребностями клиента коучинга, и корректирует свои методы, чтобы обеспечить эффективность коучинга,
– спрашивает у клиента коучинга разрешения на обсуждение тем и вопросов в областях, которые не были предварительно оговорены,
– поддерживает новые модели поведения и действия, включая те, которые касаются принятия риска и боязни неудачи, помогая клиенту коучинга выбрать наиболее органичные для него,
– обеспечивает поддержку в процессе развития у клиента коучинга новых форм поведения, навыков и компетенций,
– помогает клиенту коучинга отыскать и получить доступ к другим ресурсам в целях обучения и развития (например, к источникам информации, к другим специалистам),
– в процессе и в завершении сессии запрашивает у клиента коучинга обратную связь, чтобы постоянно улучшать взаимодействие и сотрудничество.

2.2. Заключение чёткого соглашения и постановка целей на коучинговую сессию и цикл сессий:

– коуч умеет разрабатывать вместе с клиентом эффективный план коучинга, следует ему и уточняет его: определяет с клиентом цели его развития, выясняет, что требуется при каждом конкретном взаимодействии с клиентом во время коучинга, обобщает собранную информацию и выстраивает программу коучинга, затрагивающую главные области, требующие изучения и развития,
– помогает клиенту коучинга чётко сформулировать цели и измеримые показатели достижения целей для цикла сессий и каждой сессии,
– помогает клиенту коучинга разработать план, предполагающий получение достижимых, измеримых, конкретных результатов, который содержит сроки достижения результатов,
– отслеживает продвижение клиента коучинга в направлении поставленных целей, помогая клиенту при необходимости уточнять, углублять и переформулировать цели в ходе сессии,
– вносит в программу коучинга изменения, если это требуется в процессе коучинга и при изменении ситуации.

2.3. Сохранение коучинговой позиции:

— коуч осознанно воздерживается от направляющего влияния на клиента коучинга, полностью признавая право выбора и принятия решений за клиентом, действует из безоценочной позиции, не высказывая оценки идей и/или решения клиента
— демонстрирует открытую, гибкую и уверенную манеру поведения,
— осознанно и гибко взаимодействует с клиентом в процессе коучинга, создавая непринуждённую атмосферу,
— эффективно использует юмор, создавая ощущение лёгкости и энергии,
— находится в контакте с собственной интуицией и доверяет внутреннему знанию клиента,
— открыт к неведению и принимает риски,
— демонстрирует уверенность в работе с сильными эмоциями, способен управлять собой, не позволяя эмоциям клиента коучинга доминировать и запутывать себя,
— видит много вариантов работы с клиентом и в каждый момент выбирает наиболее эффективный, уверенно предлагает ракурсы обсуждения и экспериментирует с новыми возможностями в своих взаимодействиях с клиентом коучинга.

2.4. Использование эффективной коучинговой коммуникации:

– коуч концентрирует внимание на клиенте коучинга, на его целях и планах, а не на своих планах, составленных для клиента,
– даёт клиенту возможность высказаться, выразить свои мысли и чувства, разъяснить ситуацию, не вынося суждений и не принимая какую-либо сторону, чтобы выявить суть того, что клиент говорит, в свете целей клиента,
– полностью концентрируется на том, что говорит и о чём умалчивает клиент, чтобы понять смысл сказанного в контексте желаний и целей клиента, и поддержать его в процессе высказывания его мыслей и чувств,
– широко использует навыки активного слушания, опираясь на наблюдение за словами, интонациями и невербальными проявлениями клиента коучинга, задаёт вопросы, отражающие активное слушание и понимание позиции клиента,
– обобщает, резюмирует, перефразирует, повторяет и отзеркаливает сказанное клиентом, чтобы убедиться в чёткости и правильности понимания,
– задаёт открытые вопросы, порождающие большую ясность, новые возможности или знания, приводящие к совершению открытий, озарению, пробуждающие целеустремлённость и активность, например, такие, которые бросают вызов предположениям клиента,
– задаёт вопросы, продвигающие клиента коучинга по направлению к его целям, а не требующие от клиента находить доказательства или оправдания.
– пользуется метафорами и аналогиями, чтобы более чётко и ярко выражать мысли и наблюдения.

2.5. Использование прямого общения:

– коуч изъясняется ясно, чётко и прямо, используя подходящий и уважительный по отношению к клиенту коучинга язык,
– предоставляет клиенту коучинга качественную, безоценочную, основанную на фактах и наблюдениях, эмоционально нейтральную обратную связь,
– использует конструктивную конфронтацию и провокативные техники для усиления внимания клиента к значимым для достижения цели темам,
– ясно излагает цели использования техник, методов или упражнений,
– предлагает клиенту коучинга исследовать изменения точек зрения / позиции / ракурса восприятия (проводит рефрейминг), чтобы помочь ему понять, разобраться в том, чего он хочет, или в том, в чем он не уверен, взглянув с иной перспективы.

2.6. Создание условий для расширения осознания:

– коуч способен интегрировать и точно оценивать многочисленные источники информации, и интерпретировать её таким образом, чтобы помочь клиенту коучинга осознать происходящее и тем самым достичь оговорённых результатов,
– расспрашивает клиента с целью достичь более глубокого понимания, ясности и осознания клиентом его ситуации, и выходит за рамки сказанного, не позволяет себе «попасться на крючок» описания, данного клиентом,
– помогает клиенту коучинга увидеть разные взаимосвязанные факторы, влияющие на него и на его поведение (например, мысли, эмоции, тело, фон, окружение), определить лежащие в основе ситуаций темы и потребности, типичные и постоянные способы восприятия себя самого и окружающего мира, провести различия между фактами и их интерпретацией, выявить несоответствие между мыслями, чувствами и действиями,
– помогает клиенту прояснять, уточнять и корректировать его ценности, убеждения и представления о себе, других людях и о мире с целью оптимизации движения клиента к поставленным целям,
– раскрывает перед клиентом более широкие перспективы и вдохновляет на смену точки зрения и нахождение новых возможностей для действий,
– просит клиента коучинга проводить различие между заурядными и значимыми вопросами, ситуативным и повторяющимся поведением, когда обнаруживает несоответствие между декларируемым и действиями,
– помогает клиенту открывать новые для себя мысли, убеждения, ощущения, эмоции, настроения и т.д., усиливающие его способность предпринимать активные действия и достигать того, что для него важно,
– делится своими открытиями, инсайтами с клиентом коучинга так, чтобы они были полезны и имели смысл для клиента,
– помогает клиенту коучинга определить его наиболее сильные стороны и основные области обучения и развития, а также то, на что наиболее важно обратить внимание во время коучинга.

2.7. Проектирование действий и создание возможности для непрерывного обучения:

– коуч создаёт совместно с клиентом коучинга возможности для его непрерывного обучения во время коучинга и в жизни / на работе, и для того, чтобы предпринимать новые действия, которые наиболее эффективно приведут к оговорённым результатам коучинга,
– организует мозговые штурмы и помогает клиенту определить те действия, которые позволят ему продемонстрировать, отработать и углубить новые знания, вовлекает клиента коучинга в исследование альтернативных идей и решений, оценку вариантов и принятие соответствующих решений,
– помогает клиенту коучинга сконцентрироваться и систематически изучать наиболее существенные для достижения оговорённых целей коучинга конкретные темы и возможности,
– поддерживает активные эксперименты и самопознание, где клиент коучинга сразу же пробует то, что было предметом обсуждения и изучения во время сессии, в своей работе и жизни,
– бросает вызов предположениям и точкам зрения клиента, провоцируя появление новых идей и находя новые возможности для действий,
– помогает клиенту коучинга «сделать это прямо сейчас» — осуществить некоторые действия или смоделировать ситуации, продвигающие клиента к его цели, во время сессии коучинга, обеспечивая клиенту текущую поддержку,
– отмечает способности клиента и его успехи, способствуя его дальнейшему росту и развитию,
– поощряет постановку задач, которые являются для клиента вызовом, поддерживая одновременно рабочее напряжение и комфортный темп обучения и развития.

2.8. Управление продвижением и ответственностью:

– коуч удерживает внимание на том, что важно клиенту, и оставляет ответственность клиенту совершать действия,
– помогает клиенту держать фокус внимания между сессиями, концентрируя внимание на плане и намеченных результатах коучинга, оговорённом плане действий и темах для следующей сессии (сессий),
– способствует тому, чтобы клиент в ходе сессии и по её завершению чётко сформулировал для себя действия, которые продвинут его к поставленным целям за пределами сессии,
– отслеживает продвижение клиента, спрашивая его о тех действиях, за которые клиент взял на себя обязательство на предыдущих сессиях,
– узнает, что клиенту удалось сделать, что не удалось, чему он научился, что осознал со времени проведения предыдущей сессии или сессий, позитивно бросает клиенту вызов, когда клиент не предпринял оговорённых действий,
– эффективно подготавливает, организует и просматривает совместно с клиентом информацию, полученную в ходе коучинговых сессий,
– фокусируется на плане коучинга, но остаётся открытым для корректировки действий на основании самого процесса коучинга и изменений в ходе сессий,
– способен переключаться между масштабной картиной того, к чему движется клиент, контекстом обсуждаемой темы, целями клиента, текущей и желаемой для клиента ситуацией,
– активизирует самодисциплину клиента, побуждает клиента нести ответственность за то, что он собирается предпринять, за результаты запланированных действий и конкретный план с определённым временным форматом;
– развивает способность клиента принимать решения, работать с ключевыми вопросами и развиваться (получать обратную связь, устанавливать приоритеты и темп обучения, рефлексировать и учиться на опыте).

3. Развитие и саморазвитие

3.1. Профессиональный коуч осознает важность личного и профессионального развития и имеет длительный успешный опыт разработки и реализации собственного плана развития:
– коуч имеет регулярный опыт прохождения коучинга в роли клиента,
– постоянно работает над развитием своих профессиональных компетенций и личностного потенциала, для него характерно улучшенное самосознание, самоконтроль, понимание собственных ценностей и границ, понимание собственных эмоций и своего воздействия в процессе коучинговой коммуникации с клиентом,
– постоянно развивает способность быть открытым с другими, конструктивно выражать мысли и эмоции, способствуя развитию людей,
– коуч регулярно повышает уровень компетенций в вопросах развития людей, изучает и расширяет понимание развития людей, организаций, бизнеса и социальных систем, переходных периодов в жизни и карьере и различных подходов, которые могут быть применены в коучинге,
– коуч осознает значимость профессиональной супервизии для поддержания своего профессионального уровня, способен формулировать собственный запрос на супервизию, регулярно проходит супервизию у более опытных коллег.