Автор — Юлия Чухно, PCC ICF, executive- и бизнес-коуч, руководитель проекта Nova Terra Coach Training & Corporate Development в России и СНГ, ассоциированный коуч Центра Креативного Лидерства (CCL), Wings, Management Futures.
Чтобы понять сущностное отличие коучинга от других профессий, для начала структурируем поле профессий, которые могут аналогии с коучингом. Обычно это делают по истокам, внешней форме коммуникации или по используемому инструментарию. К сожалению, эти подходы не дают четкого представления о значимых отличиях коучинга. Будучи дисциплиной интегративной, возникшей на стыке нескольких разных областей знаний, коучинг легко заимствует инструментарий из различных сфер и практик, наполняя его новым звучанием.
В поиске места коучинга в среди иных помогающих профессий изначально я опиралась на ряд критериев, которые традиционно используют для его определения:
- Коуч задаёт вопросы;
- Коуч не даёт советов и не оценивает;
- Коуч не является экспертом в теме, с которой работает клиент;
- Коуч держит фокус внимание на потребностях и целях клиента;
- Коуч помогает найти ресурсы и составить план достижения целей.
Есть ещё один пункт идеологический пункт, который обычно остаётся за кадром обсуждений, поскольку относится к системе убеждений коуча: коуч тотально верит в ресурсность клиента.
Ниже в таблице приведены пять параметров, по которым, на мой взгляд, коучинг имеет значимые отличия от смежных профессиональных областей.
Професси-ональное поле | Формули-ровка потребности / запроса клиентом звучит как… | Искомые изменения в картине мира клиента находятся в зонах… | Ведущие рабочие коммуника-тивные роли (психологи-чески воспринима-емые) | Оценоч- ность и демонстра- ция экспертных знаний в теме запроса клиента |
Предоста-вление предписа-ний и/или готовых идей и решений по теме запроса |
Консультант в бизнесе | Проблема
Вызов Цель Задача |
Знания
Понимание Способности Решения |
Эксперт, Советник — Клиент | Присутствует в большом объеме | +++ |
Консультант по личным вопросам | Желание
Сложность Проблема |
Понимание Способности | Эксперт, Советник — Клиент | Присутствует в разном объеме | ++ |
Тренер | Желание Незнание
Неумение Неспособ-ность
|
Способности
Умения |
Учитель — Ученик | Присутствует в большом объеме | +++ |
Психолог | Проблема Затруднение Желание | Понимание
Осознание Способности Умения |
Советник – Клиент, Пациент | Присутствует в разном объеме | + |
Психотерапевт | Проблемы
Желания |
Понимание
Способности Умения |
Эксперт, Советник — Пациент | Присутствует в разном объеме | ++ |
Психоаналитик | Проблемы
Желания |
Понимание
Осознание Выбор |
Эксперт – Пациент | Присутствует в большом объеме | ++ |
Учитель, Преподава-тель | Незнание Неумение
Желание |
Знания
Понимание Способности Умения |
Учитель — Ученик | Присутствует в большом объеме | +++ |
Наставник, ментор | Вызов
Желание Цель Задача |
Понимание
Способности |
Учитель – Ученик, Старший — Младший | Присутствует в большом объеме | ++ |
Тьютор | Желание
Вызов |
Понимание
Знание Выбор |
Советник – Ученик | Присутствует в разном объеме | + |
Супервизор | Вызов
Затруднение Сомнение |
Понимание
Умения |
Старший – Младший, Опытный – Менее Опытный | Присутствует в разном объеме | + |
Коуч | Желание
Вызов Цель Задача |
Способности
Умения Осознание Выбор Решения |
Партнер-Наблюдатель, Партнер-Эксперт, Слушатель – Деятель | Присутствует на этапе заключения коучингового соглашения, сознательно минимизируется в процессе коучинга | — |
Помогающих профессий в мире становится всё больше, поэтому вопрос о месте коучинга в их поле остаётся открытым для обсуждения и исследования. В качестве ещё одной опоры для обсуждения этой темы я оформила смысловое поле помогающих профессий, как давно существующих, так и новых, в схему, где смысловыми линиями выступают как раз не формальные, а сущностные аспекты.
Оси этой схемы показывают отношение специалиста и клиента к клиенту и тому вопросу, с которым он приходит к специалисту. Если брать крайние точки, то клиент может восприниматься либо как объект, либо как субъект, и относиться к тому, что с ним происходит, можно либо как к проблеме, либо как к вызову.
Естественно, внутри каждой профессии в среде специалистов существуют разные позиции и дискуссии относительно отношения к клиенту и своей деятельности. Схема отражает наблюдаемые мной и коллегами в настоящее время тенденции и обобщенный личный опыт взаимодействия со специалистами разных профилей.
Для определения места коучинга в поле профессий, в дополнение к схемам предлагаю вспомнить ещё несколько моментов, которые обычно остаются вне фокуса внимания рассуждающих о коучинге:
- Человек является социальным животным, обладающим помимо разума телом и эмоциями, и находится он в значительной степени, во власти биологических и социальных законов. Ситуация усугубляется тем, что законов этих в большинстве своем люди либо не знают, либо недооценивают их влияние.
- Наличие знаний о чем-либо у человека совершенно не гарантирует применения этих знаний на практике. Для применения знаний в жизни, а особенно для изменений действий и моделей поведения, необходимо задействовать нечто, что в современной практике принято называть механизмами мотивации.
- Представление о передаче информации, особенно в форме слов, является в значительно степени иллюзией. Один человек может лишь помочь другому найти в своей картине мира или воспроизвести в оперативном поле восприятия такой опыт, который дает ключи к определенной интерпретации некоторых образов, то есть ведет к активации смыслов.
Максимально эффективным помощником и поддержкой для взрослого в ситуациях с высокой сложностью, неопределенностью и непредсказуемостью оказывается человек, обладающий следующими характеристиками и способностями:
- Стабильный, спокойный и уверенный в себе, способный и готовый выдерживать высокие психоэмоциональные напряжения другого человека, сохраняя ясность мышления и эмоциональную устойчивость;
- Внимательный, способный переключить и удерживать свое внимание на том, что заботит другого, четко осознавая границы своей и чужой картины мира, и понимая, что обе картины являются лишь частичным отражением реальности;
- Доброжелательный и деликатный, способный качественно слушать и наблюдать, воздерживаясь от оценок, которые могут вызвать сопротивление у собеседника;
- Наблюдательный, способный подмечать закономерности, возможно имеющие значение именно в данном контексте, и качественно делиться своими наблюдениями, не навязывая своей точки зрения;
- Имеющий широкий и разнообразный опыт рефлексии, связанной с постановкой, корректировкой и достижением целей.
- Автономный и удовлетворенный, обладающий широкими возможностями удовлетворять свои основные и базовые потребности вне контекста данной коммуникации;
Если обобщить все эти характеристики в одно понятие, то наиболее точным будет словом будет «МУДРЫЙ». Именно этим свойством в первую очередь должен обладать человек, чтобы эффективно выполнять роль коуча для другого. При этом не столь важно, с какой темой приходит клиент, в чем суть его запроса – коуч выполняет функцию катализатора внутренних процессов, ведущих к управляемым, конструктивным и подходящим для клиента и его окружения изменениям.
Таким образом, коучинг – это, похоже, первая профессия, во главе угла которой стоит не знание и даже не опыт, а мудрость. И хотя в популярной литературе и в интернете при объяснении сути услуги коучинга повсеместно на первый план выходит достижение целей, профессиональный коуч всегда принимает во внимание еще один тонкий, но крайне значимый элемент – систему клиента, и проявляет заботу об общем благополучии клиента и тех, кто его окружает. Такое отношение естественным образом создаёт условия для возникновения психотерапевтического эффекта и часто ведёт к путанице в границах коучинга и психотерапии, которая легко разрешается, если принимать во внимание субъективное восприятие коучем и клиентом личности к клиента, темы коучинга и воспринимаемой психологической роли коуча.