Особенности и преимущества дистанционного формата подготовки коучей

Авторы — Инна Лобцова, executive- и бизнес-коуч, руководитель практики развития бизнеса Nova Terra Coach Training & Corporate Development, Юлия Чухно, PCC ICF, executive- и бизнес-коуч, руководитель проекта Nova Terra Coach Training & Corporate Development в России и СНГ, ассоциированный коуч Центра Креативного Лидерства (CCL), Wings, Management Futures.

Те, кто осваивал программу Nova Terra Coach Training «Мастерство и Искусство Коучинга» в 2012-2015 годах и новые потенциальные участники довольно часто задают нам вопрос: «Действительно ли так эффективна подготовка коучей в дистанционном формате? Не теряется ли при этом качество освоения материала, которое присутствовало в очном формате?»

Для нас самих до начала эксперимента с полным переходом Фазы 1, базовой части программы «Мастерство и Искусство Коучинга» в онлайн курс «Agiliy коучинг для лидеров изменений», было много вопросов и сомнений по поводу эффективности дистанционного подхода.

Естественно, в проекте Nova Terra нас самих особенно привлекала и привлекает та неповторимая атмосфера, насыщенное пространство личного и профессионального развития, которое формируется в процессе подготовки коучей, общающихся «глаза в глаза» в доверительной атмосфере. С другой стороны, мы всё чаще стали слышать сожаление коллег, которые живут далеко от Москвы или работают в очень насыщенном графике с частыми командировками, что у них нет возможности попасть к нам на программы.

Решающий момент в переходе к дистанционной форме подготовки наступил тогда, когда в рамках крупного международного корпоративного проекта мы на своем опыте прочувствовали, как чётко структурно организованный онлайн формат расширяет возможности взаимодействия с клиентами по всему миру. Оказалось, что в этом формате сформировать качественное партнерство коуча и клиента не просто возможно, но и можно сделать это гораздо продуктивнее с точки зрения экономики процесса, комфорта и глубины взаимодействия. Мы точно поняли, что за онлайн форматом будущее, но также осознали, насколько самому коучу нужно быть подготовленным к особенностям работы с клиентами в онлайн.

Когда мы с 2012 года проводили программу «Мастерство и Искусство Коучинга» в очном формате, то начинали с 4-дневных модулей Фазы 1 и 2-4 дневных модулей Фазы 2, которые проходили раз в месяц. Потом по просьбам участников, которым было сложно выделать два выходных и два рабочих дня на подготовку, мы начали экспериментировать с 3-дневными, в потом и с 2-дневными модулями, делали 6-дневные интенсивы для тех, кто был готов приезжать в Москву на очную программу.

И во всех этих случаях мы замечали одну динамику, которая нас совсем не радовала. Усвоение материала оказывалось неровным и избирательным. Иногда дело доходило до смешного: мы объясняли материал, а потом сталкивались с тем, что половина группы помнит его чуть ли не наизусть, а другая часть словно прошла мимо и не может вспомнить значимых элементов теории или практики, которые точно обсуждались на модулях.

Кроме того, мы то и дело получали обратную связь, что модули настолько интенсивны, наполнены инсайтами и технологическими нюансами, что после них несколько недель участники с трудом «переваривали» материал, пытаясь параллельно работать на своей основной работе и применить максимально всё, что освоили.

Мы поняли, что программу необходимо, с одной стороны, разгружать, чтобы её содержание укладывалось в сознание начинающих коучей более качественно, а с другой стороны, создавать условия для более ровного процесса подготовки с точки зрения всех нагрузок, которые берет на себя человек, решивший серьёзно заняться освоением коучинга.

Как мы перестраивали логику курса, «заточенную» под очный формат, заслуживает отдельной статьи. Поскольку основным автором программы является Сильвиана Каннио, Юлия Чухно и Марина Стеганцева в течение первого года перехода на дистанционный формат постоянно достраивали и «подтачивали» обновленную логику курса, с тем, чтобы материал с полным сохранением качества можно было давать в формате 3-часовых вебинаров и 2-часовых «групп равных» с элементами менторинга и супервизии.

Любой, кто проходил этап масштабирования авторских программ, открытых, корпоративных, очных или дистанционных, наверняка сталкивался с тем, что логика автора передаче других ведущих звучит с разными акцентами. У нас стояла задача не просто сохранить содержательную логику, но и найти новые решения для того, чтобы создать правильный эмоциональный настрой у участников курса.

Например, мы все знаем, что восприятие материала, сопровождаемого презентацией или динамическое объяснение теории с помощью флипчарта может сильно эмоционально отличаться. Мы искали технические, логические, эмоциональные и организационные решения.

Естественно, первый опыт проведения онлайн курса «Agility коучинг для лидеров изменений» был прекрасно несовершенен. При этом уже в первом экспериментальном потоке проявилась масса преимуществ, которые с каждым новым потоком проявлялись все ярче. И теперь, начиная 6 поток программы в онлайн формате мы точно уверены, что дистанционный и смешанный формат подготовки коучей даёт значительный прирост качества их работы по сравнению с только очным форматом.

1. В дистанционном формате значительно легче усваивать содержание программы, поскольку все основные теоретические блоки, демо-сессии и их анализ постоянно доступны участникам в форме видеозаписей. Даже если вы отвлеклись в какой-то момент, что в очных программах случается ничуть не реже, чем в дистанционных, у вас всегда есть возможность вернуться к нужному фрагменту и переосмыслить его.

2. Дистанционный формат позволяет сделать темп подготовки максимально комфортным. Исчезает страх что-либо не успеть или пропустить, свойственный торопливым перфекционистам, появляется больше доверия к себе, к партнерам, будь то коучи-наставники или коллеги, и к процессу подготовки в целом.

3. Дистанционный формат учит нас принимать себя со своими особенностями и превращать их в преимущества. Не секрет, что несмотря на технологические инновации, например доступность фото и видеозаписи, многие люди, и начинающие коучи здесь не исключение, испытывают дискомфорт, видя себя на экране и слыша свой голос в записи. В то же время для того, чтобы качественно работать с клиентом, крайне важно понимать, как твоя поза, голос, темп речи и речевые привычки могут влиять на процесс диалога. Находясь в равных условиях, постоянно практикуясь в и предоставляя друг другу обратную связь не только по содержанию сессий, но и по процессу, вы учитесь легко и естественно чувствовать себя в любом диалоге.

4. Интерактивная дистанционная подготовка очень просто и естественно формирует технологическую компетентность коуча. Коуч, быстро освоивший несколько новых технологий в поддерживающей среде коллег, становится отличной ролевой моделью и может предоставить хорошую поддержку своим клиентам, а умение работать в разных интерфейсах, например в Zoom или Скайп, способность чувствовать себя комфортно, полноценно пользуясь всеми возможностями сервисов, становится значимым конкурентным преимуществом коуча при работе в проектах, где участники обладают разным уровнем технической подготовки.

5. Дистанционная подготовка с использованием видеозаписи формирует у коучей привычку и вкус к менторингу и супервизии. Несмотря на то, что писать видео сейчас делать стало гораздо легче, организация видеозаписи сессии с клиентом в очном формате является более сложной задачей, нежели это происходит при работе, например, в Zoom. Когда вы можете провести сессию и сразу же просмотреть её, получая немедленную основанную на наблюдаемых фактах обратную связь от партнёров по упражнению и от коуча-наставника, скорость усвоения профессиональных навыков возрастает в разы.

6. В формате дистанционной подготовки легче задействовать свои привычные стратегии коммуникации и одновременно тренировать менее привычные, развивая профессиональную гибкость. Мы уже не раз замечали, что некоторые участники во время интерактивных вебинаров изначально предпочитают общаться голосом, а другие – писать комментарии в чате. К концу программы мы замечаем, как эти навыки выравниваются, как практически у всех возрастает способность кратко, точно и ясно излагать свои мысли, что является очень важным качеством коучей, особенно работающих в бизнес-контексте и в первыми лицами.

7. Дистанционный формат позволяет сильно экономить время, деньги и силы. Наш опыт работы с клиентами и участниками программ из разных индустрий и сфер деятельности показывает, насколько часто в стремлении к новым рубежам в жизни и карьере люди рискуют своим долгосрочным здоровьем и благополучием. Одна из наших задач как коучей – помогать клиентам учиться одновременно удерживать во внимании краткосрочные и долгосрочные перспективы, балансировать их, повышая КПД любых действий, наращивая потенциал и предотвращая профессиональное выгорание, свойственное «достигаторам».

8. Дистанционный формат позволяет замечать, осознавать и преодолевать культурные границы. Проводя группы с участниками, находящимися в Европе, в разных регионах России, в Средней Азии, мы тренируем наших коучей замечать культурные особенности, влияющие на качество их работы, и творчески использовать их для достижения самых интересных для клиентов результатов. Дистанционный коучинг позволяет расширить свою практику коуча до международных масштабов и даёт возможность сотрудничать с коллегами и клиентами из разных городов, стран, континентов.

А что же с очным форматом?

Он по-прежнему нам дорог, и мы по-особенному ощущаем радость личных встреч, которые происходят на занятиях Фазы 2, которые мы проводим в смешанном формате, когда часть группы занимается очно, а часть ведущих и остальные участники подключаются к модулю онлайн. Мы также ценим и любим мероприятия – конференции, практикумы, супервизии, — где можем встретиться лично и углубить уже сложившееся глубокое профессиональное доверие, сформированное онлайн.

Так что для нас вопросов о целесообразности онлайн форматов при подготовке коучей не осталось.

А для вас?

Читать другие статьи коучей Nova Terra

Узнать подробнее о программе «Мастерство и Искусство Коучинга» и курсе «Agility коучинг для лидеров изменений»